Областной семинар 25.02.2014 года
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
на ступени основного общего образования

 В работе семинара приняли участие учителя школ образовательного округа МКОУ «Хохольская СОШ», представители школ района, специалисты Центра инновации, информатизации и оценки качества знания, а также специалисты отдела по образованию, Хохольского муниципального района.

В рамках программы районного семинара по реализации ФГОС учителями МКОУ «Хохольская СОШ» были даны фрагменты уроков в 5 классах.

Учителем математики Санина В.С. в 5 «А» классе по теме: «Умножение десятичных дробей на натуральное число». 

Учитель Ширкова Е.А. в 5 «Б» класс показала фрагмент урока по литературе по теме: «Обучение анализу эпизода по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».

На уроке географии в 5 «А» класс учитель Чуркина В.И. представляла деятельностный подход по тема: «Путешествие по Африке».

Учитель Ганзя Л.Ю. в рамках  предмета обществознание в 5 «Б» классе представила тему: «Труд и творчество».

 

   

В перерыве вниманию гостей  и участников семинара было представлено фольклорное выступление 1 «А» класса «Широкая масленица» (учитель начальных классов Авдеева М.В.). Это результат внеурочной деятельности начальной школы в рамках ФГОС. По старой школьной традиции масличная неделя отмечается песнями, хороводами и горячими блинами.

Вторая часть семинара включала презентацию объединений внеурочная деятельности в 5-х классах. Вниманию гостей была представлена защита проектов объединения  «Исследователи природы» руководитель Квасова Л.П.

Спортивное объединение внеурочной деятельности «Старты надежды», руководитель Квасов А.В. представило участникам семинара методику организации гимнастических  выступлений.

Гордостью школы является площадка для занятия творчеством «Мастерская красоты». Она была представлена результатами внеурочной деятельностью объединения «До-ми-соль-ка», руководитель Глебов А.В., подготовивший победителей муниципальных и региональных вокальных конкурсов.

   
   

    В заключение работы семинара, перед участниками выступила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Родивилова Т.Ю., осветив теоретические аспекты системно - деятельностного подхода в обучении.

В школе реализуется интегрированная модель внеурочной деятельности, которая опирается на использование потенциала образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования детей,  сферы культуры, спорта через интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

 Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Об этом отметила заместитель директора по воспитательной работе Попова И.А.

   
   

   В ходе работы круглого стола были даны анализы фрагментов занятий, прозвучали отзывы, были подведены итоги районного семинара.

   Логичным завершением работы семинара в преддверии масличной недели стали небольшие подарки нашим гостям обрядовые куклы «Маслёнки» от воспитанников объединения проектной деятельности «Изготовление обрядовых кукол», как символ весны, всего нового, яркого и интересного.

Родивилова Т.Ю. Попова И.А.

 Презентация "Внеурочная деятельность"

скачать

слайд 1

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

   Слайд 2

   Основная идея модели: создание  развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся 5-х классов во внеурочной деятельности.

          Цель: разработка механизмов организации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в рамках апробирования Федеральных государственных стандартов основного общего образования.

  Слайд 3

     Основные задачи:

·         развитие личности учащихся, их творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться, ответственности за результаты своего труда;

·         воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

·         освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

·         охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

·         сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

·      создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·      формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

·      развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

·      создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

·      развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

·      расширение р��мок общения в социуме.

 

Слайд 4

Материальная база учреждения соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, предъявляемым к территории ОУ, зданию, помещениям библиотеки, столовой, помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, иностранными языками, актовому залу, спортивному залу, игровому и спортивному оборудованию, мебели.

 

Слайд 5

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: физкультурно-спортивное и оздоровительное,

духовно-нравственное, социальное

общеинтеллектуальное,

общекультурное.

 

Слайд 6

В школе реализуется интегрированная модель внеурочной деятельности, которая опирается на использование потенциала образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования детей,  сферы культуры через интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Модель предоставляет широкий выбор для обучающихся образовательного учреждения на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка. Содержание внеурочной деятельности учащихся 5-х классов складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

       Внеурочная деятельность осуществляется через:

- внутришкольную систему дополнительного образования (дополнительные

образовательные программы МКОУ «Хохольская СОШ»);

- внеклассную (внеурочную) деятельность педагогов-предметников;

- образовательные программы учреждений дополнительного образования

детей, а также учреждений культуры и спорта (на основании договоров о сотрудничестве (СДК, ДЮСШ, ДШИ, Федерация каратэ, областная федерация боевых искусств, плавательный бассейн «Дельфин»);

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования,

общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого.

 

Слайд 7

ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению

планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основные задачи:

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

 

Слайд 8

Данное направление в МКОУ «Хохольская СОШ» реализуется программами

внеурочной деятельности: внеурочная деятельность «Старты надежд»,  секция «Танцевальная аэробика», секция «Настольный теннис», секция «Лёгкая атлетика. Лыжи», кружок «Шахматы», секция футбола (ДЮСШ ),  секция спортивного каратэ (Областная федерация каратэ), секция рукопашного боя (Областная федерация боевых искусств), секция плавания (плавательный бассейн «Дельфин»), секция акробатики (РДК), .

По итогам работы проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, Дни здоровья.

 

Слайд 9

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Цель направлений - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

В основу работы по данным направлениям положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

 

Слайд 10

Основными задачами являются:

- формирование общечеловеческих ценностей и сохранение базовых национальных ценностей российского общества в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;

- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;

- приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или

социокультурной группы;

- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

- формирование отношения к семье как к основе российского общества;

Данные направления реализуются посредством социальной и проектной деятельности, осуществляемой классными руководителями, учителями предметниками, старшей вожатой, внеурочной проектной деятельности «Изготовление обрядовых кукол», объединения «Музейное дело» (ДДТ).

По итогам внеурочной деятельности проводятся конкурсы, выставки, ролевые игры, социальные проекты.

 

Слайд 11

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основными задачами являются:

– формирование навыков научно-интеллектуального труда;

– развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

– формирование первоначального опыта практической преобразовательной

деятельности;

– овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования.

Направление реализуется программой внеурочной деятельности «Исследователи природы».

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация.

 

Слайд 12

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному

самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран – цель общекультурного направления.

Основными задачами являются:

- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

- становление активной жизненной позиции;

- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: видеострудия «Позитив», проектная деятельности «Изготовление кухонной утвари», «Мастерская «До-ми-соль-ка», кружок «Сольный», отделение фортепиано (ДШИ), фольклорное отделение (ДШИ), отделение хореографии (ДШИ),

 Результатами работы становятся конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстраци����, отчётные концерты.

 

Слайд 13

Данное направление в рамках реализации ФГОС представлено и двумя творческими площадками. Площадка для занятия творчеством «Мастерская красоты» обеспечивает современные условия для развития и реализации творческого потенциала обучающихся. Деятельность площадки направлена на разработку, реализацию и отслеживание результатов реализации программ и проектов по работе с одаренными детьми в области вокального, театрального мастерства, фото-видео и декоративно- прикладного  творчества. Площадка для занятия творчеством осуществляет деятельность, направленную на формирование высокой мотивации обучающихся и поддержку их интереса к творчеству. 

Площадка может использоваться для:

-        раскрытие интересов и склонностей обучающихся к  творчеству;

-        организации концертов, фестивалей и конкурсов самодеятельного творчества и искусства;

-        выставок фото-видео работ, поделок декоративно- прикладного творчества и рисунков;

-        демонстрации успехов обучающихся;

-        проведения игровых конкурсов, фестивалей, концертов;

-        театральных постановок обучающихся;

-        совместных мероприятий детей и родителей творческого направления;

-        творческих отчетов объединений дополнительного образования и классных коллективов в конце учебного года;

-        тематических классных часов, классных и школьных мероприятий с обязательным содержанием различных творческих заданий;

-                   организации и проведения конкурсов профессионального педагогического мастерства;

 

 

слайд 14

Площадка школьное телевидение  - это телепередачи, ролики, которые информируют школу о событиях, происходящих в ней, и размышляют о том, что волнует детей и взрослых.

Основными задачами площадки

- приобретение обучающимися функционального навыка работы над созданием телевизионных программ,

- развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся.

- активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе.

- развитие информационно-нравственной компетентности участников проекта.

- реализация творческого потенциала заинтересованных учащихся через создание телевизионной программы, видеофильма (ролика, клипа).

- обучение подростков работе операторов, режиссеров, дикторов, ведущих телепрограмм, создателей новостных программ.

 

Слайд 15

Режим организации внеурочной деятельности

С целью создания необходимых условий для реализации ООП используется в

первую очередь кадровый ресурс, а также материально-технические возможности сети образовательных, спортивных, досуговых учреждений.

Содержание учебного плана в части «Внеурочная деятельность», а также содержание самих занятий формируется на основании запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).

Для создания оптимальных условий реализации индивидуальных потребностей учащихся разработаны курсы с небольшим учебным объемом, предусмотрена возможность выбора курсов учащимися (в том числе возможность свободного перехода с одного курса на другой в течение года при желании ученика). Для организации внеурочной деятельности, ориентированной на индивидуализацию образования, используется вторая половину дня и нелинейное расписание.

 

Слайд 16

Кроме компонента учебного плана «Внеурочная деятельность» используются:

- индивидуальные карты занятости обучающегося во внеурочной деятельности;

- общая карта занятости обучающихся во внеурочной деятельности.

Индивидуальная карта занятости во внеурочное время входит в структуру Портфолио обучающегося и используется для проектирования индивидуальных образовательных планов.

Заполнение индивидуальных карт выполняется родителями и класс(законными представителями) обучающихся один раз в год с возможностью корректировки во втором полугодии.

 

Слайд 17

Общая карта занятости обучающихся во внеурочной деятельности заполняется классным руководителем один раз в год с возможностью корректировки во втором полугодии и находится в плане воспитательной работы.

 При организации внеурочной деятельности в МКОУ «Хохольская СОШ» формирование групп для занятий осуществляется исходя из индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей и запросов родителей (законных представителей) по действующим нормам, учитывая возможности образовательного учреждения и образовательной среды (учреждений дополнительного образования, культуры, спорта).

Занятия проводятся по группам или всем составом объединения (Типовое

положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждено постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года №196 , в редакции от 22.02.97 № 212).

В методических рекомендациях по финансированию реализации основных

образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616) определяется средняя наполняемость объединений дополнительного образования –12 человек.

Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее

благоприятного режима труда и отдыха детей по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

МКОУ «Хохольская СОШ» обеспечивает обучающимся возможность

выбора видов и форм внеурочной деятельности, имеющих различную направленность.

   План внеурочной деятельности в образовательном учреждении рассчитан на 35 учебных недель в 5 классе. Учебные занятия проводятся в учебные дни во второй половине дня. Продолжительность учебных занятий в рамках деятельности образовательного учреждения в 5 классе 45 минут, в режиме детской школы искусств для 5-х классов продолжительность занятий также составляет 45 минут.

 

Слайд 18

Режим внеурочной деятельности

п/п

Внеурочная деятельность

Время

проведения

понедельник

1.

Мастерская «До-ми-соль-ка»

14.05-14.55

вторник

1

«Старты надежды»

14.10-14.55

2

Видеостудия «Позитив»

14.00-15.00

3

Проектная деятельность

«Изготовление кухонной утвари»

13.15-14.00

среда

1

«Старты надежды»

14.10- 14.55

2

Проектная деятельность

«Изготовление обрядовых кукол»

14.05-14.55

четверг

1

«Старты надежды»

14.10- 14.55

Пятница

1

«Старты надежды» 4ч

14.10-14.55

суббота

1

«Исследование природы» 0

первое полугодие

12.05-12.50

2

«Исследование природы» 0.5ч

второе полугодие

12.05-12.50

 

Преимущества интеграционной модели состоит в:

- создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении;

- возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка;

- привлечении к осуществлению внеурочной деятельности помимо педагогов образовательного учреждения квалифицированных специалистов системы дополнительного образования детей, предпрофессиональной подготовки, культуры и спорта

 

Слайд 19

Учебный план

Наименование

Кол-во часов

п\п

направлений и программ

1 год

2 год

1

спортивно-оздоровительное

 

 

«Старты надежды»

140

 

2

общекультурное

 

 

видеострудия «Позитив»

35

 

проектная деятельности

«Изготовление кухонной утвари»

35

 

«Мастерская «До-ми-соль-ка»,

35

 

3

общеинтеллектуальное

 

 

«Исследователи природы».

17

 

«Исследователи природы».

17

 

4

духовно-нравственное

 

 

Проектная деятельность «Изготовление обрядовых кукол»

35

 

 

Итого

315

 

 

Слайд 20

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации модели внеурочной деятельности необходимо достичь важных результатов:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, области, поселку, школе;
  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

·       увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

·       воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

·       создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

·       расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;                                                                                                                                 

  • творческая самореализация детей;
  • формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
  • психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
  • сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы;
  • формирование единого воспитывающего пространства;
  • развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
  • использование потенциала открытого образовательного пространства.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований,  диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

критериям:

·         рост социальной активности обучающихся;

·         рост мотивации к активной познавательной деятельности;

·         уровень достижения  обучающимися таких образовательных результатов,  как  сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

·         качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

·         удовлетворенность учащихся и  родителей жиз­недеятельно­стью школы.

             Объекты мониторинга:

1.      Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

2.      Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

3.      Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

4.      Вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

5.      Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

6.      Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

 Завершая своё выступление, я хочу отметить, что мы только начали трудный, но право интересный путь. Путь тернистый, однако результаты, которые мы видим уже сейчас, дают основание полагать, что у нас всё получится. Следующий шаг для нашей школы это введение режима полного дня, над чем и предстоит нам потрудиться создавая новую образовательную программу и программу развития.